Белая этика в понимании соционики это эмоциональный процесс человека, отражающий его оценочное отношение к окружающему миру. В противоположность белой логике, которая оперирует формальными законами и правилами, белая этика ответственна за все, что находится за пределами этих правил – личное отношение, симпатия-антипатия, сострадание. Поэтому второе название белой этики — Этика отношений.
Этика отношений отражает внутренние чувства, она интровертна, а поскольку критерий
интроверсии в этой модели принято обозначать белым цветом, то такая этика называется белой и обозначается значком белого усеченного квадрата (если у обозначения логики
отрезать логическую часть, то получим такую противоположность логики — этику
) . Очень часто используют так же сокращение
БЭ
Сильные белые этики хорошо разбирается не только в отношениях между людьми, но и вопросах морали. Они имеют собственное мнение о том, что этично, а что нет, и это мнение не всегда совпадает с общепринятым. Из них выходят хорошие психологи, потому что лучше белого этика никто не умеет слушать и утешать.
Рассмотрим как проявляется БЭ у разных типов личности, соответствующих разных функциям модели А:
|
Базовая белая этика
|
Базовая функция это основа личности и интеллекта человека, его взгляд на жизнь.
Оба стремятся считают взаимоотношения фундаментом своей жизни.
Выстраивая отношения Драйзер, которого часто считают моралистом, "борется со злом" , а интуит Достоевский старается "делать добро". Причем проявляется это достаточно прямолинейно, если уж люблю — то все прощаю, но если отношение меняется (что случается очень редко) — то меняется оно быстро и резко.
|
Творческая белая этика
|
Творческая функция это способ общения с внешним миром и решения проблем в каждую конкретную минуту.
Отношения для таких людей — рабочий инструмент. Их творческая функция мастерски налаживает контакты и оказывает влияние на людей. Они умеют нравится людям.
Белая этика Наполеона служит его базовой волевой сенсорике, поэтому главное в ней желание подчинить окружающих своему этическому влиянию. Если это удается такие люди переходят в круг друзей, если нет - причисляются к врагам. Поскольку базовая функция Наполеона считает что он самый лучший, то он часто напрашивается на комплименты или занимается самолюбованием.
Главная черта этики отношений Гексли это умение приспосабливаться к собеседнику, что позволяет ему добиться расположения кого угодно. Он подстраивает свою точку зрения к собеседнику, льстит ему и раздает комплименты. Творческая белая этика Гексли реализует его базовую функцию — поиск новых перспективных возможностей. Даже поссорившись с кем-либо Гексли старается не обрубать отношения до конца — а вдруг этот человек еще пригодится. Он любитель вести сложную и многоходовую этическую игру, непревзойденный мастер "крутить динамо".
|
Ролевая белая этика
|
Ролевая функция это маска: каким человек хочет казаться, за кого себя выдает.
Ролевые белые этики при первом знакомстве кажутся тактичными вежливыми людьми, приятными в общении. Они стараются быть воспитанными и соблюдать этикет. Но разобраться в тонкостях отношений между людьми и тем более воздействовать на эти отношения они не могут.
Оба упрощают взаимоотношения, так как не разбираются во всех тонкостях, и часто обижаются на неожиданные для них развитие событий. Понятие "этично" Робеспьер подменяет понятием "справедливо", а у Макса взаимоотношения с другими определяются взаимными обязательствами.
|
Болевая белая этика
|
Болевая функция это самая слабая его черта человека, его уязвимое место.
Такие люди не понимают сложных отношений и интриг, их чувства и эмоции достаточно прямолинейны. Кроме того болевые белые этики могут случайно кого-нибудь обидеть, не замечая этого, или что нибудь "ляпнуть" не понимая, что иногда лучше промолчать. Поток информации по белой этике которая противоречит здравому смыслу вызывает у обоих неприятные ощущения, поэтому они стараются избегать всяких обсуждений на эту тему: «не буди лихо, пока спит тихо»
Жуков, как сенсорик, стремится навязать свое общество, чтобы поднять свой авторитет, а Дон старается избегать тех, с кем у него не складываются отношения, чтобы еще больше их не испортить.
|
Внушаемая белая этика
|
Внушаемая функция отвечает за усвоение человеком накопленных обществом знаний.
Таким людям характерно стремление как можно больше получить информации о людях и их отношениях, чтобы знать как с ними общаться. Сами они в этом слабо разбираются, но их очень сильно волнует как к ним относятся окружающие.
Могут быть доверчивыми или излишне подозрительными. Поэтому ищут себе в партнеры людей с высокими моральными ценностями, которые дадут верный совет, как и где себя нужно вести, не обманут при этом и возьмут на себя часть моральной ответственности.
Без таких подсказок могут повести себя в незнакомой компании неправильно, поэтому привязываются к хорошо им знакомому коллективу, боясь потерять налаженные отношения.
|
Активационная белая этика
|
Активационная функция регулирует поступки человека на соответствие принятым в обществе нормам путем самооценки действий.
Оба типа могут продуктивно работать только в коллективах, где нормальная психологическая атмосфера, нет сплетен и интриг. Здоровые отношения в коллективе приводят их в хорошее настроение и поднимают производительность.
Активационные белые этики как правило не очень хорошо разбираются в отношениях, но очень интересуется как их выстроить. Поэтому они часто увлекаются различными теориями, дающими возможность управлять отношениями (такими как НЛП, соционика, психософия...) и благодарны людям которые показали им пример правильного выстраивания отношений.
|
Защитная белая этика
|
Защитная функция служит для ограждения личности от неприятного или опасного постороннего влияния.
Этика отношений является ограничительной функцией у
Гюго и
Гамлета.
Такие люди, защищаясь от неприятных воздействий, начинают стыдить своих оппонентов и взывать к их совести, или сбрасывают напряжение, критикуя моральные качества других людей уже после того как неприятные события произошли.
|
Фоновая белая этика
|
Фоновая функция отвечает за правильные мгновенные бессознательные реакции в повседневной жизни.
Этика отношений является фоновой функцией у
Дюма и
Есенина.
Такие люди интуитивно хорошо чувствуют, когда можно и нужно пустить в ход свое обаяние и не задумываясь этим пользуются. Отношения с людьми строят свободно, причем со стороны кажется, что они со всеми находят общий язык, что на них невозможно обидеться и нельзя не любить. Для этого они не прилагают особых усилий, потому что выстраивают отношения с окружающими на подсознательном уровне.
Они редко попадают в сложные психологические ситуации, а если и попадают, то обычно легко находят выход используя различные этические приемы.